Муха / The Fly (1958)
Название: Муха
Оригинальное название: The Fly
Год выхода: 1958
Жанр: Ужасы, фантастика, экранизация
Режиссер: Курт Нойманн
В ролях: Дэвид Хедисон, Патриция Оуэнс, Винсент Прайс, Херберт Маршалл, Кэтлин Фримен, Бетти Лу Джерсон, Чарльз Херберт, Юджин Борден, Гарри Картер, Артюр Дюлак
О фильме:
Ученый Андрэ Деламбре, добившийся способа телепортировать живые организмы, ставит опыт на себе и оказывается жертвой чудовищной случайности. Он обменивается набором генов с попавшей в телепортационную камеру мухой и постепенно начинает превращаться в человека-насекомое. Теперь ему необходимо поймать «скрестившуюся» с ним муху, чтобы попытаться запустить процесс в обратном порядке. Ему отчаянно пытаются помочь жена Хелен и все домашние, но проклятая муха ускользает, оставляя Андрэ мутировать в монстра...
https://www.kinopoisk.ru/film/19148/
Страна: США
Студия: 20th Century Fox Film Corporation
Продолжительность: 01:33:46
Перевод: Профессиональный многоголосый
- Фильм снят по новелле Джорджа Лангелаана «Муха» (The Fly) 1957 года.
- Фильм имел огромный успех, к тому же оказался самым кассовым фильмом Курта Нойманна. Но он об этом так и не узнал, ибо умер через месяц после премьеры, за неделю до выхода фильма в широкий прокат.
- Курт Нойманн использовал то, что актриса Пэт Оуенс боится насекомых, не показывая ей преждевременно грим мухи.
- Сценарий этого фильма был первой кинематографической работой сценариста Джеймса Клавелла, который впоследствии прославился романом «Сёгун».
- Первоначально главная роль была предложена Майклу Ренни, однако он отказался, так как не хотел играть большую часть фильма с закрытым лицом.
- Бутафорское оборудование для лаборатории Деламбре обошлось студии всего в 28 тысяч долларов.
- Фильм был включен Стивеном Кингом в список 100 наиболее значительных картин жанра ужасов с 1950 по 1980-й год.
Кино невероятно беспощадно жуткое, и для своих лет и для нынешних. Только во втором случае данный эффект минимален, но не по действию (а оно будет должным и прекрасно выверенным на зрительское внимание), а по скудному хронометражу. Выходит, что сам ужас рассчитан всего в небольшой пропорции, где-то ближе к кульминации и финалу, когда начало полнится недосказанностью и интригой (даже, если Вы и видели работу Дэвида Кроненберга середины 80-х), потом будет романтическая идиллия, далее резко наступает крах всем мечтам и идеалам.
Никогда не соглашусь, что в кино «Муха» можно было бы и обойтись от «розовых тонов» в предпосылке к последствиям неудачного эксперимента. Ведь после всей красоты семейного счастья учёного эффект плачевного ворвавшегося шторма ужаса, как ничто иное умножает во сто крат беспощадную жуть встречи с научным коллапсом. Этот инструмент используется и ныне в ряде современных триллеров, где спустя лёгкое начало неожиданное зло срывает дверь с петель круша привычный мироуклад, дабы зритель почувствовал на себе сей контрастный удар экранного фатума, сопереживая героям истории.
Сама же история — возвращаюсь к упомянутому выше определению «беспощадное» — вышла чрезмерно немилосердной к развязке, и финальная сцена с тотально безумно вопящим созданием не то мухи, не то человека, в паучьей ловушке сотрясает своей находкой показать крупным планом сей жестокий кадр, в тот миг, когда его совсем не ждёшь. Так же было прекрасно передано сострадание к мученику науки; уже перейдя через саспенс его переговоров с напуганной женой, зритель углубляется в тягу мысленно найти удравшую «странную муху с белой головкой и лапками».
Последующий шаг погрузит в резкий сценарный скачок с открытым обращением к зрителям, демонстрируя такую близость к поставленным ответам и невнимание персонажей к ним, когда будут проходить кадры с уличной лавочкой и мухой в паутине, человеческим голоском пищащей помочь ей.
Это безусловная достигнутая вершина. Возможно как раз за счёт недавнего неспешного показательного семейного счастья меж героями истории (тем более в демонстрации одухотворённого учёного, как раз перед испытанием на себе), коим потом невольно сочувствуешь, ведь это всё же не картонные второстепенные проходные статисты-тинэйджеры в слэшере, коих и не узнал вовсе, а после их уже кромсает монстр в маске. Это рассказ о людях, их одержимых стремлениях и желаниях, основанных на чём-то поистине великом, с резкой всепоглощающей былое трагедией.
Ещё, разбирая фильмы подобной эпохи киноискусства, невозможно не похвалить декорации, костюмы и наивный смелый грим. Такому чудовищу с дрожащим волосатым чёрным хоботком — ныне не бывать уже. Это классика, приятная и милая. Но и даже для определения «классика конца пятидесятых» некоторые операторские и визуальные находки поистине приятно удивляют, как скажем, особый субъективный взгляд от лица мухи-человека с размноженным зрением, или та самая жуткая вопиющая сцена с нападением паука на откровенное убожество из плоти насекомого и людских задатков в скорой демонстрационной вспышке.
Помимо, если, не знать основу кино наперёд, то выходит прекрасная детективная загадка на начальных порах о помешанной жене, раздавившей своего любимого мужа под гидравлическим прессом… дважды раздавившей! И издробленный сюжет на части настоящего признания женщины, и совершённого невероятного былого не рушат нагнетание, а скорее помогают в дальнейших просмотрах замечать некие ранее упущенные детали, скажем с маниакальной тягой к жужжащей диковинной мухе.
О минусах и промахах не смолчу, возможно, они и будут принадлежать неуместному критическому взгляду человека из совсем другой эпохи нынешнего киноискусства, однако, думаю, я имею право на данное выделение благодаря настоящей любви к «золотому веку» ужасов и научной фантастики, с кое-каким багажом просмотренного. Образ главной героини показался в неких местах достаточно неправдоподобным, особенно когда она хладнокровно убивает своего мужа, или где так легко соглашается с его стремлением к окончанию жизни. Безусловно, актер, сыгравший гениального учёного, передал всё незавидное бремя постоянной борьбы меж своей личностью и существом насекомого, с навалившимся отвратительным физическим уродством, но тем не менее…
Следовательно, подводя итог своей ознакомительной статье с невероятно привлекательным фильмом, замечу, что и спустя столько лет, он не кажется чересчур театральным, научные темы логично поданы и новаторски, при этом о них интересно слушать и сейчас, решаемые проблемы с возможностью введения в эксплуатацию телепорта актуальны и ныне, посему проблематика удалась, и не заметит её разве что совсем недалёкий зритель. Согласитесь, что приятно осознавать обдуманный остов сюжета в научной фантастике, коя кстати, пугает. И, уже как любитель разномастного хоррора, упомяну, что и сей аспект заслуживает похвалы.
Безусловно, настоятельно советую прикоснуться к трагической завораживающей киноленте «Муха», однако и не всем, а только тем, кто предпочитает взирать на экране прекрасно созданные образчики жанра, пускай они и где-то устарели (этого не укрыть, да и не следует делать никому, кто пишет отзыв на поистине старое кино), пусть наивны местами, не изобилуют сумасшедшим драйвом, но отнюдь это не мешает возводить их в высокий эталон достойного зрелища. Если Вас не смущает год выхода на экраны, то смело приготовьтесь наслаждаться, и даже сопереживать, наблюдая сокрушительное ужасное научное открытие, повлекшее весь ужас, ставший классикой.
9 из 10
Досадная мелочь
Хелен Деламбре ночью убивает своего мужа, ученого Андре Деламбре, раздавив его прессом на его же фабрике, после чего звонит его брату Франсуа, совладельцу фабрики, сообщая об убийстве. Вызванному инспектору полиции Хелен подтверждает, что убила мужа, но она не убийца, а лишь выполнила просьбу супруга.
За свою режиссерскую карьеру Курт Нойманн поставил 68 картин, но именно «Муха», снятая уже к концу его жизни по рассказу Джорджа Лангелаана, стала самой кассовой в его карьере. Ее успех превзошел даже его знаменитую серию фильмов о Тарзане 40-х годов с олимпийским чемпионом по плаванию Джонни Вейсмюллером в главной роли, трофейные копии которой собирали полные залы в советских кинотеатрах после войны. Кроме того, «Муха» стала самым кассовым и самым популярным фильмом 1958 года. К сожалению, Нойманн умер вскоре после ее премьеры, так этого и не узнав. Фильм занял достойное место в рядах классики американской кинофантастики, породив еще два продолжения, снятых на волне славы оригинала. Но вышедшее на экраны через год «Возвращение мухи» не смогло повторить успех первого фильма, а «Проклятие мухи», снятое в Великобритании Доном Шарпом в 1965 году, вовсе провалилось в прокате, и о нем быстро забыли. Затем Дэвид Кроненберг заново экранизировал рассказ «Муха», но это уже другая история. Фильм Кроненберга сразу стал культовым. Тем интереснее рассмотреть творение Нойманна, которое гораздо ближе к литературной основе.
Начинается фильм как детектив, затем переходит в драму, а когда вместе с рассказом Хелен мы возвращаемся в недавнее прошлое, постепенно в эту драму вплетается фантастика. И доля фантастики все увеличивается, вытесняя драму и детектив на окраину сюжета. Ужаса как такового в фильме немного, особенно с точки зрения сегодняшнего дня. Лицо Андре после мутации скрыто под черным полотенцем, а руку-клешню он старается прятать. С начала воспоминаний Хелен нам достаточно долго показывают их идеальную семью — видимо, для того, чтобы понять всю глубину их трагедии, величину той утраты, которую повлекла за собой маленькая муха, случайно попавшая в камеру с ученым и смешавшая с ним атомы своего организма. Досадная мелочь, всего лишь муха, которую вовремя не заметили, привела к полному краху всего: семейного счастья, эксперимента, судьбы и даже жизни ученого. Не зря Хелен так боялась бурного развития прогресса, где очень много непонятного, а значит и опасного. Уже давно никого не удивляет радио, телевидение, которое передает информацию на далекие расстояния. Но передавать на любые расстояния предметы, животных, людей… Слишком невероятно! Не будет ли наказан Богом человек, решивший взять на себя его функции? Но Андрэ, в отличие от жены, считает, что Бог для того и наделил разумом человека, чтобы тот познавал тайны природы и созданного им мира.
Важно в азарте этого познания не забывать об осторожности и ответственности за свои действия и эксперименты, иначе не миновать беды. Именно эта мысль проходит красной нитью через весь сюжет. Как часто одержимые самыми благими идеями и планами ученые в своих экспериментах приходили к совершенно ужасным результатам, ставя мир на грань катастрофы тем, что в погоне за великими открытиями пренебрегали мелочами, казалось бы, несущественными. Морально-нравственными, например. Как легко Андрэ сажает в камеру дезинтегратора кошку, на свою беду зашедшую к нему в лабораторию, размазав ее на молекулы в неведомом пространстве Вселенной. Да не беда! Ну, не удался эксперимент, значит, надо исправить настройки и продолжать испытания на хомячке. При этом ему совершенно не жаль кошки, а о сыне, который в расстройстве ищет везде пропавшую любимицу, он даже не думает, поскольку не выходит из своей лаборатории, поглощенный наукой. Он очень любит жену и сына, но они существуют рядом с ним как нечто привычное, родное, которое есть и будет с ним всегда. Так ему казалось.
Азарт и нетерпение ученого сыграли с ним злую шутку. Он не обращал внимания на мелочи, забыв об осторожности и о последствиях своих экспериментов, легко проводя их как с неодушевленными предметами, так и с живыми существами, не видя в них разницы и не заботясь об их судьбе, а лишь внося необходимые изменения в настройки. И только когда сам вдруг стал неудачным экспериментом, он осознал, насколько чудовищным может стать результат его работы, насколько огромна ответственность ученого за те открытия, что совершает он, удовлетворяя свое любопытство в попытке познания тайн Вселенной. Рассуждая о величии человеческого разума, бросающего вызов Богу, он позабыл о такой мелочи, как величие человеческой души, что очерчивает морально-нравственные границы личности, не позволяя переступать их, увлекшись чистой практикой. Для него что пепельница, на которой надпись после интегрирования оказалась написанной справа налево, что вообще исчезнувшая с воплями кошка, что хомяк — лишь объекты и результаты опыта, требующие поправки. Сначала деформации подверглась слишком прагматичная душа и мораль ученого, а потом мутировало и тело Андреа, смешав его молекулы с молекулам мухи, которую он вовремя не заметил. И счастливая жизнь превратилась в кошмар. Для всех.
Страх тут не в ужасной голове огромной мухи на человеческом теле, не в огромной черной клешне вместо руки. Тем более что сама трансформация не показана — только ее результат. А вот когда беззаботная жизнь становится психологическим адом, когда вздрагиваешь и замираешь от каждого жужжания залетевшей мухи, которую надо поймать, и среди множества мух надо обязательно найти ту, которая невольно приняла участие в эксперименте, как единственную возможность правильно разделить при телепортации молекулы и вернуть себе прежнюю жизнь, — это настоящий ужас. Тем более что именно эту проклятую муху найти и поймать почти невозможно. Между тем время идет, и разум мухи все больше в голове вытесняет разум человеческий, мешая адекватно мыслить и более-менее разборчиво писать, затрудняя тем самым общение с любящей и преданной, но уже такой далекой женой. Которая готова на все, чтобы спасти мужа, но надежды и возможности все меньше и меньше. И то, что когда-то было обожаемым мужем, превращается в странное и страшное существо. Этот ужас сравним только с ужасом несчастной мухи с человеческой головой и человеческим же разумом, которая запуталась в паутине и понимает, что смерть надвигается на нее в виде огромного паука, от которого не закрыться крохотной человеческой рукой. А уж ее тоненький и полный отчаяния человеческий крик о помощи — способен ли кто-нибудь услышать его и прийти на помощь?
В июле исполнилось 60 лет со дня премьеры «Мухи». Неплохая причина пересмотреть или открыть для себя фильм, который Стивен Кинг внес в список 100 наиболее значительных картин жанра ужасов с 1950 по 1980 годы.
7 из 10
Муха — научно-фантастический фильм, снятый в 1958 году по рассказу фантаста Джорджа Лангелаана.
Картина имеет необычное начало, фактически фильм начинается практически с финальной сцены и создаёт несколько важных вопросов у зрителя. В дальнейшем именно на ответах на эти вопросы и строится основной сюжет. Фильм представляет собой смесь научной фантастики, ужасов, детектива и драмы. В общем, сюжет картины покажется интересным большинству зрительской аудитории, любящей научную фантастику.
Немного о главных героях фильма.
Андрэ Деламбре гениальный ученый, сделавший немало великих открытий — настоящий человек науки. Но однажды во время одного из экспериментов, что то — пошло не так и учёный превратился в монстра. Однако он не потерял человеческий разум, как это часто бывает в подобных фильмах. Учёный пытается исправить эту ошибку, пока монстр не захватил контроль над его разумом.
Хелен — любящая жена Андрэ. Она пытается помочь мужу после неудачного эксперимента. Хелена готова пойти на все, чтобы спасти Андре.
Что касается самого монстра, то меня больше впечатлил не человек с головой мухи, а маленькая мушка, запутавшаяся в паутине. Именно за этим насекомым на протяжении всего фильма охотились главные герои.
Фильм, вышедший в 1958 году, произвёл на меня не плохое впечатление. На менее искушённых зрителей того времени он должен был подействовать ещё сильнее. В общем, рекомендую к просмотру.
8 из 10
стр 1 стр 2 стр 3